Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений

Текущее время: 22 сен 2017, 12:36

Часовой пояс: UTC + 9 часов [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Первые государства приамурья
СообщениеДобавлено: 24 сен 2012, 05:15 
Не в сети
пионер

Зарегистрирован: 03 янв 2012, 18:45
Сообщений: 52
Очков репутации: 3

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРИАМУРЬЯ
Откуда пришли мохэ. Эпоха средневековья на Амуре начинается в IV в. и связывается с мохэским этносом – предком современных народов тунгусо-маньчжурской языковой группы. Историкам мохэсцы долгое время были известны лишь благодаря письменным источникам. Археологические памятники, относящиеся к мохэской культуре, впервые выделены А.П. Окладниковым, и с 1953 г. началось их интенсивное исследование в Приморье, а затем на Амуре.
Наибольший вклад в изучение культуры мохэ внесли Евгения ИвановнаДеревянко, Ольга Васильевна Дьякова, Сергей Павлович Нестеров.
Ученые–археологи пришли к выводу, что мохэсцы занимали гигантскую территорию и не могли иметь одинаковую культуру. Они граничили с другими народами, которые влияли на культуры отдельных племен мохэ. Имелось различие и в социальном развитии - южные племена достигли уровня государственного строительства. Кроме того, ученые отмечают неоднократные миграции отдельных племен внутри собственной обширной территории.
Мохэсцы – не коренное население Амура. Родиной их является Южная Маньчжурия и бассейн реки Сунгари. Продвижение на Амур мохэ начали в III – IV вв., где встретили родственные племена, что помогло мирной ассимиляции и слиянию их культур. Исторические источники свидетельствуют, что мохэ делились на семь племен по территориальному признаку: сумо, хэйшуй, байшань, гудо, аньчегу, фуне, хаоши. Традиционная культура различных групп мохэ была близкой, но не идентичной. Известно, что все мохэсцы волосы заплетали в косу. Но хэйшуйцы делали украшения для своих головных уборов из фазаньих перьев, а сумо мохэ применяли для этих целей тигровые и леопардовые хвосты.
Занятия мохэ. Основой хозяйственной деятельности мохэ было земледелие. Летописи сообщают об этом следующее: «Землю пашут парою лошадей. Земля более произрощает просо и пшеницу. Из зелени родится мальва … Вино делают из риса, и оно пьяно». Важную роль в хозяйстве мохэ играло скотоводство. Письменные документы той эпохи свидетельствуют о разведении амурчанами свиней, лошадей, собак. Наиболее популярным домашним животным была свинья. Ее мясо шло в пищу, она также считалась культовым животным.
Мохэ занимались коневодством. Своих лошадей они продавали в другие страны. Известны наскальные и скульптурные изображения всадников и лошадей.
Несмотря на наличие производящего хозяйства, у мохэ были развиты охота, рыболовство, собирательство, отхожие промыслы. Охотились они с помощью лука и отравленных стрел. Вот что сообщают китайские источники о способах охоты древних амурчан: «Обыкновенно в седьмой и восьмой луне составляют яды и намазывают стрелы для стреляния зверей и птиц. Пораненный немедленно умирает. Когда варят яды, то одно испарение ядового состава может умертвить человека». Ценных пушных зверей добывали, используя капканы и силки. Рыбу ловили сетями, били острогой. Охота и рыболовство давали мохэсцам мясо, шкуры, кость. Из рыбьей кожи изготовляли одежду и обувь. В реках мохэсцы добывали жемчуг, в тайге – женьшень, в горах – редкие металлы.
Мохэсцы были хорошими ремесленниками. Они знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать кожи, изготавливать орудия труда из металла.
Быт и культура. Жили мохэсцы в неукрепленных поселках и укрепленных городищах. Наиболее изученным к настоящему времени является Михайловское городище на реке Завитой. Оно занимает площадь около одного гектара. В плане крепость имеет круглую форму, обозначенную на местности валом и рвом. В ходе исследований там раскопано 8 жилищ. Известны и другие мохэские городища: на реке Белая, у села Семиозерка. Среди неукрепленных поселений отмечены как небольшие (у села Войково), так и довольно крупные (между селами Марково и Игнатьево).
Жилище – один из важнейших элементов культуры любого народа. Оно создает оптимальную микросреду, которая помогает человеку пережить наиболее неблагоприятные природные явления. Конструкция жилищ – это реакция на естественные внешние условия. К настоящему времени исследовано около 30 жилищ мохэского времени. Первые сведения об их конструктивных особенностях получены из китайских письменных источников. «Суйшу» пишет: «Сбивают землю наподобие плотины и в ней выдалбливают пещеры для жития. Отверстия делают сверху, а спускаются и выходят по лестнице». Другая летопись свидетельствует: «Вырывают в земле яму, поверх которой кладут деревянные перекладины и покрывают их землей». Основным видом жилищ мохэ были полуземлянки четырехугольной формы с четырех- или двухскатной крышей. Можно предположить, что ее делали из досок, которые засыпали землей. Вход, вероятно, находился в крыше, сбоку от центра. Кроме постоянных зимних жилищ, для теплого времени года мохэсцы строили шалаши, покрывая их шкурами или берестой.
Большой интерес для историков представляют мохэские погребения, которые дают сведения не только о материальной культуре этноса, но и о его духовной жизни. К настоящему времени в Приамурье наиболее изучены четыре мохэских могильника: Троицкий, Новопетровский, Найфельдский и у городища Гора-Шапка близ села Поярково. По результатам археологических исследований удалось выделить четыре типа погребальных обрядов. Первый – захоронение в грунте сразу после смерти. Подобный тип погребения нашел отражение в китайских средневековых письменных источниках. В «Бэйши» сообщается: «Если отец или мать умрут весной или летом, то немедленно зарывают и над могилою строят хижину, чтоб дождь не мочил ее».
Другой тип захоронений – вторичные. Это наиболее часто встречающийся способ погребения. Порядок обрядовых действий, составляющих его, следующий: после смерти труп умершего не предают земле, а оставляют на воздухе (прикрепив к дереву или положив на специально сооруженный помост) до тех пор, пока мягкие ткани покойника не подвергнутся почти полному разложению. Затем сородичи собирают сохранившиеся останки и инвентарь, после чего найденное помещают в могильную яму. Китайские летописи этот обряд отразили следующим образом: «Ежели (родственники) умрут осенью или зимой, то трупом их ловят соболей».
Трупосожжение – третий тип погребений. Подобное обращение с трупом, по мнению мохэсцев, не вело к уничтожению души, а, напротив, помогало ей быстрее освободиться от пут тела.
Еще один способ погребения у мохэ – кенотафы («пустые» могилы). Сооружались они в случае, когда человек пропал без вести или пал на чужбине.
Почти в каждой мохэской могиле обнаружен погребальный инвентарь. В могилу клали один, реже два сосуда. Почти вся керамика лепная (без применения гончарного круга), плоскодонная. В захоронениях часто встречаются также украшения: накладные поясные бляхи, серьги, бубенчики, бронзовые и стеклянные бусы. Большая часть поясных бляшек имеет так называемый «тюркский облик», который в раннем средневековье был распространен на огромной территории от Дальнего Востока до Восточной Европы.
Среди погребального инвентаря мохэсцев существенная доля принадлежит вооружению. Основным оружием в эпоху раннего средневековья были сложносоставные (клееные из разных пород дерева, кости, рога, бересты и других материалов) луки длиной около 1 м. Обнаруженные наконечники стрел чрезвычайно разнообразны. Преобладали железные, хотя имеются и костяные. Оборонительное вооружение мохэсцев представлено фрагментами пластинчатого доспеха. Железные, иногда костяные пластины нашивались на кожаную или тканевую основу, в отдельных случаях переплетались между собой кожаным шнуром. Кроме упомянутых выше предметов, относящихся к вооружению, в погребениях найдены наконечники копий, палаши.
Погребальные памятники и сообщения китайских летописей позволяют нам составить некоторое представление о религиозных воззрениях мохэ. Они верили в загробную жизнь и бессмертие души. В могилу часто клали пищу «в дорогу» умершему. Вещи погребального инвентаря иногда преднамеренно повреждались (пробиты днища сосудов, сломаны или изогнуты палаши, наконечники стрел). Это делалось для того, чтобы душа человека могла пользоваться «душами» предметов.
О возможности существования души без человеческого тела свидетельствуют и находки орнаментированных лошадиных «бабок». Часто на них изображались детали одежды, преимущественно пояс. Эти куклы символизировали человека и, по мнению Е.И. Деревянко, могли служить вместилищем души умершего. Душами мохэсцы наделяли не только людей, но и животных, а также неживую природу.
К IV –V вв. у мохэ существовал развитый патриархально- родовой строй. В VII веке на территории Дальнего Востока возникло раннефеодальное государственное объединение. Его образовали сумо-мохэ. Они граничили с древним корейским государством Когурё (Гаоли), которое во второй половине VII века было разгромлено китайцами. Те, кто не желал подчиниться завоевателям, бежали на север, в земли союзных мохэских племен. Когурёсцы ускорили процесс создания первого тунгусского государства, которое возникло в 698 году и получило название королевство Чжень, в 712 году переименованное в Бохай. Оно занимало территорию современной Южной Маньчжурии и Приморья. Однако политическое влияние Бохая выходило далеко за пределы государственной границы. Приамурье, вероятно, не входило в королевство, но здесь проживали этнически близкие бохайцам племена, которые испытывали политическое и культурное влияние с его стороны.
Государство Бохай в 926 году было разрушено монголоязычными киданями, создавшими на его развалинах свою империю Ляо.

ЧЖУРЧЖЭНЬСКАЯ ЭПОХА
Кто такие чжурчжэни? Развитое средневековье на Амуре и в Маньчжурии часто называют чжурчжэньской эпохой, то есть связанной с политически и культурно доминирующим этносом региона.
Чжурчжэни (нюйчжэни, нюйчжи) – народ, известный в Приамурье и сопредельных территориях с XI века. Первоначально так называли одно из племен, обитавшее в бассейне реки Сунгари. Позднее этот этноним распространился на большинство мохэских племен, вошедших в состав государства, которое создали чжурчжэни в начале XII века. Китайский историк Цзи Ши полагает, что чжурчжэни – это не самоназвание народа, а термин, которым обозначали их кидани. Происходит он от киданьского слова «нюйгу» - золото. «Нюйчжэнь», «нюйчучжэнь» - это «народ, живущий по реке Золотой».
Чжурчжэни – потомки мохэского этноса, занимавшего огромную территорию и имевшего множество локальных вариантов культуры. Они наследовали это разнообразие, и поэтому археологи, изучая чжурчжэньскую археологическую культуру в различных районах, сталкиваются порою с очень непохожим материалом. Даже амурских чжурчжэней следует делить на две группы: западную и восточную. Первая сформировалась на территории современной Амурской области из потомков найфельдских и троицких мохэ. В целом культура этих групп была похожа. Основное отличие - в оформлении домашней (лепной) посуды. В начале II тысячелетия народы Амура осваивают производство гончарной керамики, что почти полностью сглаживает различия между культурными группами.
История и культура чжурчжэней наиболее активно стала изучаться со второй половины XX века. В настоящее время работа ведется как историками, так и археологами. По данной проблематике работал А.П. Окладников, исследования продолжают В.Е. Медведев, Е.И. Деревянко, Ю.М. Васильев.
Изначально чжурчжэньская культура формировалась в бассейне рек Сунгари и Амур. Однако в древности Амур не расценивали как единую водную артерию, а считали, что верхнее и среднее его течение – приток Сунгари. Нижний Амур – продолжение Сунгари, которая впадает в море.
Поселения чжурчжэней. Жили чжурчжэни в неукрепленных и укрепленных поселениях (городищах), которые располагались, как правило, по берегам рек. Городища – это укрепленные валами и рвами поселения. В Амурской области чжурчжэньские жилища раскапывались на городищах Гора Шапка (с. Поярково), «Кучугуры» (с. Марково), Новопетровское. Чжурчжэни сооружали укрепленные поселения различных типов. Это зависело от ландшафта и фортификационных традиций, которым следовали строители, перенимавшие опыт соседних народов: бохайцев, корейцев, киданей, китайцев.
Жилища чжурчжэни строили двух типов: полуземлянки и наземные дома. Полуземлянки - это деревянные строения четырехугольной формы, на несколько десятков сантиметров углубленные в землю. Средневековый источник по этому поводу пишет, что чжурчжэни строят дома, «вырывая ямы и заваливая их сверху лесом». Наземные дома строились на выровненной площадке.
Обычно для строительства своих жилищ чжурчжэни использовали доски и бревна, которые затем выстилали берестой или покрывали дерном. Входом жилища были обращены на юг, юго-восток или восток. Согревались дома каном – оригинальным отопительным сооружением, изобретенным древним населением Дальнего Востока. Кан представлял собой систему дымоходных каналов, выложенных камнем и проведенных внутри жилища, вдоль стен. Циркулирующий по кану теплый воздух от очагов через долго сохраняющие тепло камни обогревал жилище. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут». О существовании общественных зданий свидетельствуют останки храмового сооружения, обнаруженного на поселении в устье реки Тунгуска. Основанием этого здания служили каменные базы, украшенные выбивкой в виде лепестков лотоса. Для покрытия крыши постройки использовалась серая черепица. Вероятно, подобный храм, но с менее изысканно украшенными базами колонн и без черепицы когда-то стоял на месте современного села Владимировка (Благовещенский район).
Чем занимались чжурчжэни. Хозяйство у чжурчжэней было многоотраслевое. Они разводили свиней, лошадей, быков, собак. Занимались также и земледелием, пахали землю с использованием тягловой силы животных. Не была забыта и охота. Древняя летопись свидетельствует, что каждый чжурчжэнь «может преследовать животного по следу, догнать и убить его». Охотились они на изюбров, лосей, коз, медведей, тигров, кабанов, волков, фазанов.
Важное место в хозяйстве чжурчжэней занимало рыболовство, о чем свидетельствуют обнаруженные на памятниках керамические и каменные грузила, рыболовные крючки. Промышляли они и собирательством, бортничеством, добывали золото, речной жемчуг.
Ремесло в чжурчжэньском обществе можно разделить на домашнее недифференцированное, которое обеспечивало всем необходимым в основном рядовое население, и профессиональное, сосредоточенное в определенных центрах. Высокого уровня достигли чжурчжэни в изготовлении глиняной посуды. Если на ранних стадиях существования их культуры доминирует лепная керамика, то с IX в. начинается ее вытеснение станковой (изготовленной на гончарном круге), доля которой в XII – XIII вв. составляет около 95%. Станковая посуда богато орнаментирована различными штампами, прочерчиванием, налепами, лощением. Особым видом декора сосуда является дольчатость, делающая поверхность тулова рельефной и схожей с тыквой.
Немалых успехов достигли древние амурчане в обработке черных, цветных и драгоценных металлов. Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры владели такими технологическими приемами, как ковка, сварка, клепка кусков жести, кручение, литье, паяние, штамповка, чеканка, волочение.
Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали его из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные, однако найдены и костяные: граненные (бронебойные) и имеющие уплощенное перо. Последние применялись для стрельбы по незащищенному латами противнику, а также на охоте. Оригинальными, собственно чжурчжэньскими можно назвать наконечники стрел с поворотной функцией. «При попадании такую стрелу невозможно вытащить (из тела)».
Вера в загробную жизнь. Умерших и погибших в бою чжурчжэни хоронили. Их могильники археологи подразделяют на два типа: курганные и грунтовые. Погребальные действия были разнообразны. Доминирует трупоположение, то есть обряд, по которому умершего клали на спину с подогнутыми в коленях ногами. Единичны случаи, когда покойный был положен скорченно на бок или захоронен сидя. Вторичный обряд погребения состоял из двух этапов: сохранение костяка на воздухе до разложения мягких тканей и погребение останков в грунт. Отмечен и обряд кремации покойника до полного сожжения трупа или с целью лишь его обожжения. Ю.М.Васильев выделяет еще один обряд – эксгумацию.
Несмотря на столь большое количество разнообразных действий, проводимых над покойником, цель их, вероятно, была одна – проводить душу сородича в загробный мир. Просто в зависимости от обстоятельств пути избирались разные. По аналогии с традиционными культами коренных народов Приамурья можно предположить, что чжурчжэни наделяли человека душой, которая была неразрывна с телом и жила в нем до разрушения мягких тканей. Кремация, вторичный обряд, эксгумация были способами разрушения вместилища души с целью освободить ее от пут тела.
Многообрядность действий при захоронении говорит о широком распространении у чжурчжэней шаманизма. Однако знакомы они были и с буддизмом. Источник свидетельствует, что «чжурчжэни с особым почтением делают подношения Будде, чтобы пользоваться его милостями».
Идеологические воззрения и окружающий мир находили воплощение в изобразительном искусстве чжурчжэней. В Корсаковском могильнике найдена объемная литая бронзовая с позолотой скульптурка стоящего Будды. Отражающим тот же культ можно назвать и изображение лотоса на керамике, подвесках. О шаманизме как религии, обожествляющей природу, свидетельствуют изображения животных, зоо- и антропоморфные подвески. На памятниках обнаружены обязательные предметы шаманского костюма – бронзовые зеркала толи. Изготавливались они в виде дисков, с одной стороны абсолютно гладких, с другой орнаментированных и имеющих петлю для подвешивания. В Амурской области такое зеркало обнаружено на поселении Иннокентьевское (Архаринский район).
«Золотая империя» Цзинь. Государственность начинает складываться у чжурчжэней с середины XI века. Формально их правители признавали сюзеренитет киданьской империи Ляо, но фактически правили лишь по собственным законам. Постепенно в чжурчжэньской среде возвысился род Ванянь, представитель которого Агуда в 1115г. объявил себя императором, а созданное государство – Золотой империей («Цзинь»). Есть две версии по поводу данного названия. Намекая на разгром империи Ляо («Железная»), Агуда, по преданию, провозглашая новую династию, сказал: «Хоть железо … и прекрасно, оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушаться». По другим сведениям, Агуда назвал империю Золотой по названию реки Аньчуху или Альчук, у которой обитал правящий род чжурчжэней.
Государство Цзинь было многонациональным и занимало огромную территорию, включая всю Маньчжурию и Северный Китай. Оно было разгромлено монголами в 1234 году.
http://www.amurobl.ru/


Вернуться к началу
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Первые государства приамурья
СообщениеДобавлено: 12 ноя 2013, 17:41 
Не в сети
Новичок

Зарегистрирован: 12 ноя 2013, 17:09
Сообщений: 1
Очков репутации: 0

Добавить очки репутацииУменьшить очки репутации
Цитата:
РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ ПРИАМУРЬЯ
Откуда пришли мохэ. Эпоха средневековья на Амуре начинается в IV в. и связывается с мохэским этносом – предком современных народов тунгусо-маньчжурской языковой группы. Историкам мохэсцы долгое время были известны лишь благодаря письменным источникам. Археологические памятники, относящиеся к мохэской культуре, впервые выделены А.П. Окладниковым, и с 1953 г. началось их интенсивное исследование в Приморье, а затем на Амуре.
Наибольший вклад в изучение культуры мохэ внесли Евгения ИвановнаДеревянко, Ольга Васильевна Дьякова, Сергей Павлович Нестеров.
Ученые–археологи пришли к выводу, что мохэсцы занимали гигантскую территорию и не могли иметь одинаковую культуру. Они граничили с другими народами, которые влияли на культуры отдельных племен мохэ. Имелось различие и в социальном развитии - южные племена достигли уровня государственного строительства. Кроме того, ученые отмечают неоднократные миграции отдельных племен внутри собственной обширной территории.
Мохэсцы – не коренное население Амура. Родиной их является Южная Маньчжурия и бассейн реки Сунгари. Продвижение на Амур мохэ начали в III – IV вв., где встретили родственные племена, что помогло мирной ассимиляции и слиянию их культур. Исторические источники свидетельствуют, что мохэ делились на семь племен по территориальному признаку: сумо, хэйшуй, байшань, гудо, аньчегу, фуне, хаоши. Традиционная культура различных групп мохэ была близкой, но не идентичной. Известно, что все мохэсцы волосы заплетали в косу. Но хэйшуйцы делали украшения для своих головных уборов из фазаньих перьев, а сумо мохэ применяли для этих целей тигровые и леопардовые хвосты.
Занятия мохэ. Основой хозяйственной деятельности мохэ было земледелие. Летописи сообщают об этом следующее: «Землю пашут парою лошадей. Земля более произрощает просо и пшеницу. Из зелени родится мальва … Вино делают из риса, и оно пьяно». Важную роль в хозяйстве мохэ играло скотоводство. Письменные документы той эпохи свидетельствуют о разведении амурчанами свиней, лошадей, собак. Наиболее популярным домашним животным была свинья. Ее мясо шло в пищу, она также считалась культовым животным.
Мохэ занимались коневодством. Своих лошадей они продавали в другие страны. Известны наскальные и скульптурные изображения всадников и лошадей.
Несмотря на наличие производящего хозяйства, у мохэ были развиты охота, рыболовство, собирательство, отхожие промыслы. Охотились они с помощью лука и отравленных стрел. Вот что сообщают китайские источники о способах охоты древних амурчан: «Обыкновенно в седьмой и восьмой луне составляют яды и намазывают стрелы для стреляния зверей и птиц. Пораненный немедленно умирает. Когда варят яды, то одно испарение ядового состава может умертвить человека». Ценных пушных зверей добывали, используя капканы и силки. Рыбу ловили сетями, били острогой. Охота и рыболовство давали мохэсцам мясо, шкуры, кость. Из рыбьей кожи изготовляли одежду и обувь. В реках мохэсцы добывали жемчуг, в тайге – женьшень, в горах – редкие металлы.
Мохэсцы были хорошими ремесленниками. Они знали ткачество и гончарное дело, умели обрабатывать кожи, изготавливать орудия труда из металла.
Быт и культура. Жили мохэсцы в неукрепленных поселках и укрепленных городищах. Наиболее изученным к настоящему времени является Михайловское городище на реке Завитой. Оно занимает площадь около одного гектара. В плане крепость имеет круглую форму, обозначенную на местности валом и рвом. В ходе исследований там раскопано 8 жилищ. Известны и другие мохэские городища: на реке Белая, у села Семиозерка. Среди неукрепленных поселений отмечены как небольшие (у села Войково), так и довольно крупные (между селами Марково и Игнатьево).
Жилище – один из важнейших элементов культуры любого народа. Оно создает оптимальную микросреду, которая помогает человеку пережить наиболее неблагоприятные природные явления. Конструкция жилищ – это реакция на естественные внешние условия. К настоящему времени исследовано около 30 жилищ мохэского времени. Первые сведения об их конструктивных особенностях получены из китайских письменных источников. «Суйшу» пишет: «Сбивают землю наподобие плотины и в ней выдалбливают пещеры для жития. Отверстия делают сверху, а спускаются и выходят по лестнице». Другая летопись свидетельствует: «Вырывают в земле яму, поверх которой кладут деревянные перекладины и покрывают их землей». Основным видом жилищ мохэ были полуземлянки четырехугольной формы с четырех- или двухскатной крышей. Можно предположить, что ее делали из досок, которые засыпали землей. Вход, вероятно, находился в крыше, сбоку от центра. Кроме постоянных зимних жилищ, для теплого времени года мохэсцы строили шалаши, покрывая их шкурами или берестой.
Большой интерес для историков представляют мохэские погребения, которые дают сведения не только о материальной культуре этноса, но и о его духовной жизни. К настоящему времени в Приамурье наиболее изучены четыре мохэских могильника: Троицкий, Новопетровский, Найфельдский и у городища Гора-Шапка близ села Поярково. По результатам археологических исследований удалось выделить четыре типа погребальных обрядов. Первый – захоронение в грунте сразу после смерти. Подобный тип погребения нашел отражение в китайских средневековых письменных источниках. В «Бэйши» сообщается: «Если отец или мать умрут весной или летом, то немедленно зарывают и над могилою строят хижину, чтоб дождь не мочил ее».
Другой тип захоронений – вторичные. Это наиболее часто встречающийся способ погребения. Порядок обрядовых действий, составляющих его, следующий: после смерти труп умершего не предают земле, а оставляют на воздухе (прикрепив к дереву или положив на специально сооруженный помост) до тех пор, пока мягкие ткани покойника не подвергнутся почти полному разложению. Затем сородичи собирают сохранившиеся останки и инвентарь, после чего найденное помещают в могильную яму. Китайские летописи этот обряд отразили следующим образом: «Ежели (родственники) умрут осенью или зимой, то трупом их ловят соболей».
Трупосожжение – третий тип погребений. Подобное обращение с трупом, по мнению мохэсцев, не вело к уничтожению души, а, напротив, помогало ей быстрее освободиться от пут тела.
Еще один способ погребения у мохэ – кенотафы («пустые» могилы). Сооружались они в случае, когда человек пропал без вести или пал на чужбине.
Почти в каждой мохэской могиле обнаружен погребальный инвентарь. В могилу клали один, реже два сосуда. Почти вся керамика лепная (без применения гончарного круга), плоскодонная. В захоронениях часто встречаются также украшения: накладные поясные бляхи, серьги, бубенчики, бронзовые и стеклянные бусы. Большая часть поясных бляшек имеет так называемый «тюркский облик», который в раннем средневековье был распространен на огромной территории от Дальнего Востока до Восточной Европы.
Среди погребального инвентаря мохэсцев существенная доля принадлежит вооружению. Основным оружием в эпоху раннего средневековья были сложносоставные (клееные из разных пород дерева, кости, рога, бересты и других материалов) луки длиной около 1 м. Обнаруженные наконечники стрел чрезвычайно разнообразны. Преобладали железные, хотя имеются и костяные. Оборонительное вооружение мохэсцев представлено фрагментами пластинчатого доспеха. Железные, иногда костяные пластины нашивались на кожаную или тканевую основу, в отдельных случаях переплетались между собой кожаным шнуром. Кроме упомянутых выше предметов, относящихся к вооружению, в погребениях найдены наконечники копий, палаши.
Погребальные памятники и сообщения китайских летописей позволяют нам составить некоторое представление о религиозных воззрениях мохэ. Они верили в загробную жизнь и бессмертие души. В могилу часто клали пищу «в дорогу» умершему. Вещи погребального инвентаря иногда преднамеренно повреждались (пробиты днища сосудов, сломаны или изогнуты палаши, наконечники стрел). Это делалось для того, чтобы душа человека могла пользоваться «душами» предметов.
О возможности существования души без человеческого тела свидетельствуют и находки орнаментированных лошадиных «бабок». Часто на них изображались детали одежды, преимущественно пояс. Эти куклы символизировали человека и, по мнению Е.И. Деревянко, могли служить вместилищем души умершего. Душами мохэсцы наделяли не только людей, но и животных, а также неживую природу.
К IV –V вв. у мохэ существовал развитый патриархально- родовой строй. В VII веке на территории Дальнего Востока возникло раннефеодальное государственное объединение. Его образовали сумо-мохэ. Они граничили с древним корейским государством Когурё (Гаоли), которое во второй половине VII века было разгромлено китайцами. Те, кто не желал подчиниться завоевателям, бежали на север, в земли союзных мохэских племен. Когурёсцы ускорили процесс создания первого тунгусского государства, которое возникло в 698 году и получило название королевство Чжень, в 712 году переименованное в Бохай. Оно занимало территорию современной Южной Маньчжурии и Приморья. Однако политическое влияние Бохая выходило далеко за пределы государственной границы. Приамурье, вероятно, не входило в королевство, но здесь проживали этнически близкие бохайцам племена, которые испытывали политическое и культурное влияние с его стороны.
Государство Бохай в 926 году было разрушено монголоязычными киданями, создавшими на его развалинах свою империю Ляо.

ЧЖУРЧЖЭНЬСКАЯ ЭПОХА
Кто такие чжурчжэни? Развитое средневековье на Амуре и в Маньчжурии часто называют чжурчжэньской эпохой, то есть связанной с политически и культурно доминирующим этносом региона.
Чжурчжэни (нюйчжэни, нюйчжи) – народ, известный в Приамурье и сопредельных территориях с XI века. Первоначально так называли одно из племен, обитавшее в бассейне реки Сунгари. Позднее этот этноним распространился на большинство мохэских племен, вошедших в состав государства, которое создали чжурчжэни в начале XII века. Китайский историк Цзи Ши полагает, что чжурчжэни – это не самоназвание народа, а термин, которым обозначали их кидани. Происходит он от киданьского слова «нюйгу» - золото. «Нюйчжэнь», «нюйчучжэнь» - это «народ, живущий по реке Золотой».
Чжурчжэни – потомки мохэского этноса, занимавшего огромную территорию и имевшего множество локальных вариантов культуры. Они наследовали это разнообразие, и поэтому археологи, изучая чжурчжэньскую археологическую культуру в различных районах, сталкиваются порою с очень непохожим материалом. Даже амурских чжурчжэней следует делить на две группы: западную и восточную. Первая сформировалась на территории современной Амурской области из потомков найфельдских и троицких мохэ. В целом культура этих групп была похожа. Основное отличие - в оформлении домашней (лепной) посуды. В начале II тысячелетия народы Амура осваивают производство гончарной керамики, что почти полностью сглаживает различия между культурными группами.
История и культура чжурчжэней наиболее активно стала изучаться со второй половины XX века. В настоящее время работа ведется как историками, так и археологами. По данной проблематике работал А.П. Окладников, исследования продолжают В.Е. Медведев, Е.И. Деревянко, Ю.М. Васильев.
Изначально чжурчжэньская культура формировалась в бассейне рек Сунгари и Амур. Однако в древности Амур не расценивали как единую водную артерию, а считали, что верхнее и среднее его течение – приток Сунгари. Нижний Амур – продолжение Сунгари, которая впадает в море.
Поселения чжурчжэней. Жили чжурчжэни в неукрепленных и укрепленных поселениях (городищах), которые располагались, как правило, по берегам рек. Городища – это укрепленные валами и рвами поселения. В Амурской области чжурчжэньские жилища раскапывались на городищах Гора Шапка (с. Поярково), «Кучугуры» (с. Марково), Новопетровское. Чжурчжэни сооружали укрепленные поселения различных типов. Это зависело от ландшафта и фортификационных традиций, которым следовали строители, перенимавшие опыт соседних народов: бохайцев, корейцев, киданей, китайцев.
Жилища чжурчжэни строили двух типов: полуземлянки и наземные дома. Полуземлянки - это деревянные строения четырехугольной формы, на несколько десятков сантиметров углубленные в землю. Средневековый источник по этому поводу пишет, что чжурчжэни строят дома, «вырывая ямы и заваливая их сверху лесом». Наземные дома строились на выровненной площадке.
Обычно для строительства своих жилищ чжурчжэни использовали доски и бревна, которые затем выстилали берестой или покрывали дерном. Входом жилища были обращены на юг, юго-восток или восток. Согревались дома каном – оригинальным отопительным сооружением, изобретенным древним населением Дальнего Востока. Кан представлял собой систему дымоходных каналов, выложенных камнем и проведенных внутри жилища, вдоль стен. Циркулирующий по кану теплый воздух от очагов через долго сохраняющие тепло камни обогревал жилище. Китайский летописец так описывал чжурчжэньский кан: «Вокруг комнаты устраивается земляная постель, под которой разводят огонь. На этой постели спят, едят и живут». О существовании общественных зданий свидетельствуют останки храмового сооружения, обнаруженного на поселении в устье реки Тунгуска. Основанием этого здания служили каменные базы, украшенные выбивкой в виде лепестков лотоса. Для покрытия крыши постройки использовалась серая черепица. Вероятно, подобный храм, но с менее изысканно украшенными базами колонн и без черепицы когда-то стоял на месте современного села Владимировка (Благовещенский район).
Чем занимались чжурчжэни. Хозяйство у чжурчжэней было многоотраслевое. Они разводили свиней, лошадей, быков, собак. Занимались также и земледелием, пахали землю с использованием тягловой силы животных. Не была забыта и охота. Древняя летопись свидетельствует, что каждый чжурчжэнь «может преследовать животного по следу, догнать и убить его». Охотились они на изюбров, лосей, коз, медведей, тигров, кабанов, волков, фазанов.
Важное место в хозяйстве чжурчжэней занимало рыболовство, о чем свидетельствуют обнаруженные на памятниках керамические и каменные грузила, рыболовные крючки. Промышляли они и собирательством, бортничеством, добывали золото, речной жемчуг.
Ремесло в чжурчжэньском обществе можно разделить на домашнее недифференцированное, которое обеспечивало всем необходимым в основном рядовое население, и профессиональное, сосредоточенное в определенных центрах. Высокого уровня достигли чжурчжэни в изготовлении глиняной посуды. Если на ранних стадиях существования их культуры доминирует лепная керамика, то с IX в. начинается ее вытеснение станковой (изготовленной на гончарном круге), доля которой в XII – XIII вв. составляет около 95%. Станковая посуда богато орнаментирована различными штампами, прочерчиванием, налепами, лощением. Особым видом декора сосуда является дольчатость, делающая поверхность тулова рельефной и схожей с тыквой.
Немалых успехов достигли древние амурчане в обработке черных, цветных и драгоценных металлов. Чжурчжэньские кузнецы и ювелиры владели такими технологическими приемами, как ковка, сварка, клепка кусков жести, кручение, литье, паяние, штамповка, чеканка, волочение.
Большую часть своей истории чжурчжэни вели войны с соседними народами. Летописи писали, что это были люди, «не знающие в должной мере цену жизни и смерти». Основной их силой была конница. Воины одевались в доспехи, состоящие из железных пластин, накладывавшихся по принципу чешуи. Вооружены они были палашами, иногда особыми колющими мечами, ножами, топорами, копьями, которые условно можно разделить на простые и сложносоставные. Основным оружием чжурчжэней был лук. Делали его из разных пород дерева, рога, бересты. Наконечники стрел преобладали железные, однако найдены и костяные: граненные (бронебойные) и имеющие уплощенное перо. Последние применялись для стрельбы по незащищенному латами противнику, а также на охоте. Оригинальными, собственно чжурчжэньскими можно назвать наконечники стрел с поворотной функцией. «При попадании такую стрелу невозможно вытащить (из тела)».
Вера в загробную жизнь. Умерших и погибших в бою чжурчжэни хоронили. Их могильники археологи подразделяют на два типа: курганные и грунтовые. Погребальные действия были разнообразны. Доминирует трупоположение, то есть обряд, по которому умершего клали на спину с подогнутыми в коленях ногами. Единичны случаи, когда покойный был положен скорченно на бок или захоронен сидя. Вторичный обряд погребения состоял из двух этапов: сохранение костяка на воздухе до разложения мягких тканей и погребение останков в грунт. Отмечен и обряд кремации покойника до полного сожжения трупа или с целью лишь его обожжения. Ю.М.Васильев выделяет еще один обряд – эксгумацию.
Несмотря на столь большое количество разнообразных действий, проводимых над покойником, цель их, вероятно, была одна – проводить душу сородича в загробный мир. Просто в зависимости от обстоятельств пути избирались разные. По аналогии с традиционными культами коренных народов Приамурья можно предположить, что чжурчжэни наделяли человека душой, которая была неразрывна с телом и жила в нем до разрушения мягких тканей. Кремация, вторичный обряд, эксгумация были способами разрушения вместилища души с целью освободить ее от пут тела тут.
Многообрядность действий при захоронении говорит о широком распространении у чжурчжэней шаманизма. Однако знакомы они были и с буддизмом. Источник свидетельствует, что «чжурчжэни с особым почтением делают подношения Будде, чтобы пользоваться его милостями».
Идеологические воззрения и окружающий мир находили воплощение в изобразительном искусстве чжурчжэней. В Корсаковском могильнике найдена объемная литая бронзовая с позолотой скульптурка стоящего Будды. Отражающим тот же культ можно назвать и изображение лотоса на керамике, подвесках. О шаманизме как религии, обожествляющей природу, свидетельствуют изображения животных, зоо- и антропоморфные подвески. На памятниках обнаружены обязательные предметы шаманского костюма – бронзовые зеркала толи. Изготавливались они в виде дисков, с одной стороны абсолютно гладких, с другой орнаментированных и имеющих петлю для подвешивания. В Амурской области такое зеркало обнаружено на поселении Иннокентьевское (Архаринский район).
«Золотая империя» Цзинь. Государственность начинает складываться у чжурчжэней с середины XI века. Формально их правители признавали сюзеренитет киданьской империи Ляо, но фактически правили лишь по собственным законам. Постепенно в чжурчжэньской среде возвысился род Ванянь, представитель которого Агуда в 1115г. объявил себя императором, а созданное государство – Золотой империей («Цзинь»). Есть две версии по поводу данного названия. Намекая на разгром империи Ляо («Железная»), Агуда, по преданию, провозглашая новую династию, сказал: «Хоть железо … и прекрасно, оно ржавеет и может быть изъедено ржавчиной! Только золото не ржавеет и не может разрушаться». По другим сведениям, Агуда назвал империю Золотой по названию реки Аньчуху или Альчук, у которой обитал правящий род чжурчжэней.
Государство Цзинь было многонациональным и занимало огромную территорию, включая всю Маньчжурию и Северный Китай. Оно было разгромлено монголами в 1234 году.
http://www.amurobl.ru/


Интересный рассказ.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 

Часовой пояс: UTC + 9 часов [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  
cron
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB

Наши друзья

foto
foto



cron