20 февраля 1941 г. производственная артель «Объединение» была переименована в Кунгурскую артель инвалидов имени ХVIII партконференции. С 1943 г. мастерами в артели осваивается выпуск бюстов и барельефов, изображающих партийных и советских деятелей, известных отечественных писателей и поэтов. Одними из первых стали бюсты И. В. Сталина и К.Е. Ворошилова. С.М. Кирова, А.С. Пушкина, Н.А. Островского, А.В. Суворова и барельефы В.И. Ленина, И.В. Сталина. С конца 1940-х годов художественную продукцию артели стали продавать в специализированном киоске, расположенном на перроне железнодорожной станции «Кунгур». Тогда проходящие поезда дальнего следования останавливались на станции на 20-30 минут, поэтому пассажиры и гости города могли приобрести гипсовый сувенир. Заказы на крупные партии поступали из Свердловска, Нижнего Тагила, Челябинска. Кунгурские сувениры с их непосредственностью и жизнерадостностью мироощущения стали популярным атрибутом городского быта советской страны. Большой популярностью покупателей пользовались литые изделия, изображающие героев сказов П.П. Бажова. В 1946 г.на советский экран вышел фильм «Каменный цветок», который неоднократно демонстрировался в Кунгуре в конце 1940-х – начале 1960-х годов. В то время З.П. Поздняковой была создана скульптура «Хозяйка Медной горы», величавая фигура которой напоминает Т.Ф. Макарову, воплотившую на экране образ легендарной владычицы подземных богатств Урала. Эта работа тиражировалась вплоть до начала 1980-х г., правда ее размеры были несколько уменьшены. Вслед за З.П. Поздняковой к горнозаводским сказам обратились З.Р. Басыров («Катя», 1958 г.), Е.П. Шатиров («Малахитовая шкатулка» 1960 г.), В.А. Шихвинцев («Данила-мастер», 1960 г.). В 1950-60-е годы одной из главных тем советского искусства была борьба за мир, поэтому часто художники обращаются к событиям Великой Отечественной войны. Это было характерно и для кунгурских мастеров. Защитники отечества изображены в скульптурах «Пограничник» В.А. Шихвинцева, «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова. Создаются работы, посвященные теме праздника советских тружеников - «Плясун» и «Уральская пляска» Е.П. Шатирова, «Уральские частушки», «Матрос с гармошкой» М.Г. Лисунова. Эти скульптуры словно наполнены динамизмом, задором, демонстрируя, что советские люди умеют не только трудиться с полной отдачей сил, но и активно отдыхать. В таких произведениях передана национальная культура, русская песня и танец, а герои одеты в рубашки-косоворотки, сарафаны и платки.
|